Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Управление информационно – аналитической деятельностью школьниковУчитель английского языка Никитина Е. С ГОУ СОШ №245 25.11.09 Ярмарка педагогических идей «Совершенствование
профессиональных умений учителя как ресурс повышения качества образования» «Управление
информационно – аналитической деятельностью школьников» Практика сегодня показывает, что слишком малый
процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой
работы с текстом. Технология развитие критического мышления представляет собой систему стратегий,
обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с
информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и
взаимодействовать с окружающим миром. Существуют следующие приемы развития критического
мышления: Кластер,
инсерт, синквейн, обобщающая таблица, тонкие и толстые вопросы, бортовой
журнал, Кластер
–
это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ
называют «наглядным мозговым штурмом».Построение кластера – это очень эффективный
прием сжатия большого объема информации, создания его графического образа,
который легче запомнить особенно визуалу. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучи –
крупные смысловые единицы. Разбивка на кластеры используется как на этапе
вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной
деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам
прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать
индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде
общего совместного обсуждения Инсерт - прием маркировки текста. Учащимся
предлагают систему маркировки текста, предполагающая следующие значки: " V " - уже знал Правила
использования приема ИНСЕРТ 1) Необходимо
делать пометки при чтении 2) Значки
ставятся по ходу чтения 3) Прочитав
1 раз, необходимо вернуться к своим первоначальным предположениям и вспомнить,
что вы знали или предполагали по данной теме раньше 4) Прочитайте
текст еще раз. Возможно, количество знаков увеличиться. 5) Необходимо
записать информацию! Для этого можно использовать таблицу, которая легко
заполняется с помощью пометок в тексте
6) Обсудите
с товарищем то, что вы записали Данный прием формирует
умение ранжировать информацию по степени новизны, развивает умение анализировать, классифицировать, обобщать. Синквейн
–это стихотворение, которое требует
синтеза информации и материала в кратких выражениях. означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила
очень просты: 1
Первая строка — тема сиквейна,
заключает в себе 1 слово(сущ) 2
Вторая строка — два слова ( прилагательные), они дают описание
признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3
Третья
строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта. 4 Четвертая
строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или
объекту. 5 Пятая
строка — одно слово-резюме, связанное с первым, отражающее сущность темы
Capital Big , beautiful Attracts, delight, amaze I like this city London
Простота
построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации,
полезно для выработки способности к анализу. Cинквейн
требует небольших временных затрат, хотя
жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя
реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные,
творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет
гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем:
информационной, деятельностной и личностно ориентированной[7].
Обобщающая
таблица Прием «Сводная
таблица» помогает ребятам
систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями
или фактами. Данная работа позволяет
развивать не только умения работать с текстом, а так же: 1) Выделять
ключевые слова 2) Анализировать,
сравнивать, обобщать информацию 3) Развивать
монологическую речь, а также у ребят возникает потребность в поиске
дополнительной информации, т к бывает,
что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и могут оставаться в качестве
домашнего задания которое принимает форму увлекательной работы с информацией. И
представляет работу в сходной ситуации или на творческом уровне.
Толстые и тонкие
вопросы Большое
значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,
формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического
мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся
необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается
живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только
ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и
стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего
мышления.
Научить ребят думать над прочитанным, понимать
произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. Прием "толстых” и "тонких” вопросов может быть
использован на любом из трёх этапов урока: на стадии вызова — это вопросы до
изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу
чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного
ВЫВОД:
В настоящее время, не объем знаний или количество информации является целью
образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать,
наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Умение
мыслить критически – это объективная оценка положительных и отрицательных
сторон в познаваемом объекте. Данные приемы обеспечивают самостоятельность,
активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивают
критическое мышление, помогают в освоении культуры работы с текстом, в том
числе, на уроках ин. Языка. Не только учащиеся могут достигать высоких
результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого
учителя совершенствоваться и расти профессионально. |
Поиск
Календарь
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||