Учитель английского языка Никитина Е. С ГОУ СОШ №245
25.11.09
Ярмарка педагогических идей «Совершенствование
профессиональных умений учителя как ресурс повышения качества образования»
«Управление
информационно – аналитической деятельностью школьников»
Практика сегодня показывает, что слишком малый
процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой
работы с текстом. Технология развитие критического мышления представляет собой систему стратегий,
обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с
информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и
взаимодействовать с окружающим миром.
Существуют следующие приемы развития критического
мышления:
Кластер,
инсерт, синквейн, обобщающая таблица, тонкие и толстые вопросы, бортовой
журнал,
Кластер
–
это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ
называют «наглядным мозговым штурмом».Построение кластера – это очень эффективный
прием сжатия большого объема информации, создания его графического образа,
который легче запомнить особенно визуалу.
Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучи –
крупные смысловые единицы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе
вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной
деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам
прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать
индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде
общего совместного обсуждения
Инсерт - прием маркировки текста. Учащимся
предлагают систему маркировки текста, предполагающая следующие значки:
" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
Правила
использования приема ИНСЕРТ
1) Необходимо
делать пометки при чтении
2) Значки
ставятся по ходу чтения
3) Прочитав
1 раз, необходимо вернуться к своим первоначальным предположениям и вспомнить,
что вы знали или предполагали по данной теме раньше
4) Прочитайте
текст еще раз. Возможно, количество знаков увеличиться.
5) Необходимо
записать информацию! Для этого можно использовать таблицу, которая легко
заполняется с помощью пометок в тексте
Что
мне известно |
Что
нового я узнал |
Вопросы
к учителю |
Выдвинутые
предложения |
Новая
информация |
|
|
|
|
|
6) Обсудите
с товарищем то, что вы записали
Данный прием формирует
умение ранжировать информацию по степени новизны, развивает умение анализировать, классифицировать, обобщать.
Синквейн
–это стихотворение, которое требует
синтеза информации и материала в кратких выражениях. означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила
очень просты:
1
Первая строка — тема сиквейна,
заключает в себе 1 слово(сущ)
2
Вторая строка — два слова ( прилагательные), они дают описание
признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3
Третья
строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
4 Четвертая
строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или
объекту.
5 Пятая
строка — одно слово-резюме, связанное с первым, отражающее сущность темы
Capital
Big , beautiful
Attracts, delight, amaze
I like this city
London
Простота
построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации,
полезно для выработки способности к анализу. Cинквейн
требует небольших временных затрат, хотя
жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя
реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные,
творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет
гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем:
информационной, деятельностной и личностно ориентированной[7].
Обобщающая
таблица
Прием «Сводная
таблица» помогает ребятам
систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями
или фактами.
Данная работа позволяет
развивать не только умения работать с текстом, а так же:
1) Выделять
ключевые слова
2) Анализировать,
сравнивать, обобщать информацию
3) Развивать
монологическую речь, а также у ребят возникает потребность в поиске
дополнительной информации, т к бывает,
что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и могут оставаться в качестве
домашнего задания которое принимает форму увлекательной работы с информацией. И
представляет работу в сходной ситуации или на творческом уровне.
Толстые и тонкие
вопросы
Большое
значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,
формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического
мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся
необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается
живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только
ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и
стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего
мышления.
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко
ответить «да» и «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя
ответить однозначно. Итак, вопросы, на
которые можно дать однозначный ответ – это тонкие, а те, на которые ответить
столь определенно не возможно – толстые
?
Кто, что, когда, как звали, согласны
ли вы, верно |
?
Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Что, если… |
Научить ребят думать над прочитанным, понимать
произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. Прием "толстых” и "тонких” вопросов может быть
использован на любом из трёх этапов урока: на стадии вызова — это вопросы до
изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу
чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного
|
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Бортовые журналы –
обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым,
учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В
простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие
вопросы: Левая
колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время
пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя
из полученной информации |
||
Что мне
известно по данной теме? |
Что нового
я узнал из текста? |
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД:
В настоящее время, не объем знаний или количество информации является целью
образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать,
наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Умение
мыслить критически – это объективная оценка положительных и отрицательных
сторон в познаваемом объекте. Данные приемы обеспечивают самостоятельность,
активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивают
критическое мышление, помогают в освоении культуры работы с текстом, в том
числе, на уроках ин. Языка. Не только учащиеся могут достигать высоких
результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого
учителя совершенствоваться и расти профессионально.