Суббота, 27.04.2024, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Никитина Елена Сергеевна

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Управление информационно – аналитической деятельностью школьников

Учитель английского языка Никитина Е. С  ГОУ СОШ №245

 25.11.09

Ярмарка педагогических идей «Совершенствование профессиональных умений учителя как ресурс повышения качества образования»

«Управление информационно – аналитической деятельностью школьников»

  Практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом. Технология развитие критического мышления   представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.  

Существуют следующие приемы развития критического мышления:

Кластер, инсерт, синквейн, обобщающая таблица, тонкие и толстые вопросы, бортовой журнал,

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Построение кластера – это очень эффективный прием сжатия большого объема информации, создания его графического образа, который легче запомнить особенно визуалу.

Правила очень простые. Выделяем  центр – это наша тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения

Инсерт  - прием маркировки текста. Учащимся предлагают систему маркировки текста, предполагающая следующие значки:

 " V " - уже знал
    " + " - новое
    " - " - думал иначе
    " ? " - не понял, есть   вопросы

Правила  использования приема ИНСЕРТ

1)    Необходимо делать пометки при чтении

2)    Значки ставятся по ходу чтения

3)    Прочитав 1 раз, необходимо вернуться к своим первоначальным предположениям и вспомнить, что вы знали или предполагали по данной теме раньше

4)    Прочитайте текст еще раз. Возможно, количество знаков увеличиться.

5)    Необходимо записать информацию! Для этого можно использовать таблицу, которая легко заполняется с помощью пометок в тексте

Что мне известно

Что нового я узнал

Вопросы к учителю

Выдвинутые предложения

Новая информация

 

 

 

 

 

6)    Обсудите с товарищем то, что вы записали

Данный прием формирует умение ранжировать информацию по степени новизны, развивает умение  анализировать, классифицировать, обобщать.

Синквейн –это  стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила очень просты:

1 Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе 1 слово(сущ)

2 Вторая строка — два слова ( прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

4 Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5 Пятая строка — одно слово-резюме,    связанное с первым, отражающее сущность темы

 

Capital

Big , beautiful

Attracts, delight, amaze

I like this city

London

 

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Cинквейн требует небольших временных затрат, хотя  жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной[7].

 

Обобщающая таблица

Прием «Сводная таблица»  помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Данная работа позволяет развивать не только умения работать с текстом, а так же:

1)    Выделять ключевые слова

2)    Анализировать, сравнивать, обобщать информацию

3)    Развивать монологическую речь, а также у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, т к  бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и могут оставаться в качестве домашнего задания которое принимает форму увлекательной работы с информацией. И представляет работу в сходной ситуации или на творческом уровне.

 

Толстые и тонкие вопросы

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
 Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» и «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно.  Итак, вопросы, на которые можно дать однозначный ответ – это тонкие, а те, на которые ответить столь определенно не возможно – толстые   

?

 

Кто, что, когда, как звали, согласны ли вы, верно

?

 

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Что, если…

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов.   Прием  "толстых” и "тонких” вопросов может быть использован на любом из трёх этапов  урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного

 

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
 1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации  

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

   

   

 

 

 

Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

 

Цитата

Комментарии

   

   

ВЫВОД: В настоящее время, не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Умение мыслить критически – это объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Данные приемы обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивают критическое мышление, помогают в освоении культуры работы с текстом, в том числе, на уроках ин. Языка. Не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz